На главную страницуpromTrader.ru - промышленный портал Сегодня: 08 марта 2021 г. – 11:59 МСК | Личные закладки
  Личный кабинет
Промышленность и Торговля - Российский информационно-торговый портал
 

Украинское машиностроение в 1990-х годах


Сегодня мы поговорим об одной из составляющих украинского машиностроения — о судостроении. Продукция судостроительного машиностроения — это, в основном, транспортные суда для перевозки нефти и нефтепродуктов (танкеры), суда для перевозки руды, угля, зерна (балкеры), рефрижераторы, лесовозы, рыбопромысловые суда (траулеры), скоростные пассажирские суда на подводных крыльях, плавучие краны, плавдоки и др., а также судовое комплектующее оборудование.

Осуществляя конверсию технологического производства, судостроительные заводы освоили новые типы судов, абсолютно конкурентоспособных на мировом рынке, и в основном работают на экспорт. На протяжении 1992—1997 гг. построено для иностранных заказчиков 111 судов общей стоимостью 998 млн долл. США, в том числе балкер «Киев» для ГСК «Черноморское морское пароходство», траулеры, патрульные катера.

Начиная с 1993 года изменения в системе валютного регулирования и курсовой политике отрицательно повлияли на финансово-хозяйственную деятельность предприятий-экспортеров. Так, при увеличении курса основной валюты, доллара США, на протяжении 1993—1995 гг. в 10 тысяч раз, официального уровня инфляции в 20 тысяч раз, цены на основные материалы, комплектацию и энергоносители выросли в 50 и 70 тысяч раз. Искусственное сдерживание курса доллара наряду с ростом уровня инфляции и цен на товарно-материальные ценности и машиностроительный крепеж привело к финансовым убыткам судостроительных заводов-экспортеров, поскольку при неизменных контрактных ценах сумма затрат на материалы и комплектующее оборудование практически стала равна контрактной цене судов.

Утрата собственных оборотных средств вследствие курсовой разницы при обязательной продаже 50% иностранной валюты по фиксированному курсу и ее покупке для собственных нужд по рыночному привела к невозможности строительства судов без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Коммерческие банковские краткосрочные кредиты под высокие проценты не стали эффективным источником пополнения оборотных средств предприятий. В условиях долговременного цикла производства (1,5—2 года) такие кредиты привели к увеличению себестоимости строительства судов, убыточности производства. Система долгосрочного кредитования строительства судов по ставкам, принятым в мировой практике, в государстве отсутствует.

На судозаводах имеет место несбалансированность загруженности производства и численности работающих, что привело к снижению продуктивности труда. Организационная структура производства и управления судозаводами не соответствует рыночным условиям хозяйствования. Предприятия отвлекают значительные оборотные средства на содержание громоздкой социальной инфраструктуры.

За 1997 год предприятиями отрасли было произведено продукции на сумму 502, 6 млн грн., что составило 89,8% от объема производства 1996 года. Объем реализованной продукции составил 373,1 млн грн., что составляет 66% от объемов реализации 1996 года. 1997 год отрасль закончила с балансовой прибылью 0,5 млн грн (в 1996 году убытки составили 25,9 млн грн.).

Закончено строительство и передано заказчикам 12 судов общей стоимостью 77, 4 млн долл. США.

За 8 месяцев 1998 года объем производства по отрасли составил 238,9 млн грн., что составляет 83% от объемов соответствующего периода 1997 года, объем реализации продукции составил 307,6 млн грн., что на 86,8% больше, чем за 8 месяцев 1997 года.

Заказчикам сдано 5 судов общей стоимостью 66 млн долл. США. На сегодня судозаводы загружены на 25—30% своих мощностей.

ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» загружен строительством рефрижераторных судов для СП «Южрефтрансфлот-Лавиния».

На ОАО «Завод «Ленинская кузница» возобновлено строительство траулеров для рыбаков Российской Федерации, завод строит корпуса танкеров-химовозов по заказу Нидерландов.

ОАО «Киевский судостроительный судоремонтный завод» строит суда типа «река-море» для РАО «Газпром».

Феодосийское объединение «Море» получило заказ на строительство катеров для Госкомграницы и Госкомрыбхоза.

ГП «Черноморский судостроительный завод» заключил контракты на строительство 10 танкеров-продуктовозов для греческой компании «AVIN». Заводом построено и передано заказчику 4 судна, в достройке находится пятый танкер.

Херсонский судостроительный завод не имеет загрузки в связи с разрывом убыточных контрактов с датской фирмой «NORDEN» на строительство танкеров. Заключены новые контракты на строительство танкеров с другим заказчиком, осуществляется судоремонт.

ОАО «Судостроительный завод «Океан» не загружен в связи с разрывом контракта с ГСК «Черноморское морское пароходство» на строительство балкера типа «панамакс», что связано с отсутствием средств у заказчика.

В условиях отсутствия отечественных заказов судозаводами составлены новые контракты на строительство судов на экспорт общей контрактной стоимостью около 514 млн долл. США.

На сегодня совместно с судоходной компанией «Укртанкер» прорабатываются вопросы строительства серии танкеров на трех судостроительных заводах, с ГСК «Укррифер» — строительства рефрижераторов на СРЗ им. 61 коммунара, с Дунайским и Каспийским морскими пароходствами — строительства судов типа «река-море» на Киевском судостроительном-судоремонтном заводе.

Условием вступления в действие новых контрактов является получение гарантий правительства Украины и первоклассных западных банков по возвращению авансовых платежей заказчиков.

Получение правительственных гарантий решено законодательно, а механизм получения гарантий установлен постановлением Кабмина Украины от 12 сентября 1998 года «О мерах государственной поддержки судостроительной промышленности».

Вопрос с получением банковских гарантий на сегодня не решен в связи с отказом украинских коммерческих банков от участия в проектах. Свой отказ они мотивируют кризисной ситуацией на международном финансовом рынке (вследствие чего западные банки требуют 100% резервирования средств от стоимости гарантии на их счетах) и отрицательной, на их взгляд, оценкой платежеспособности судостроительных предприятий.

В 1997 году Минпромполитики разработало и Кабмин утвердил десять постановлений и распоряжений по вопросам судостроения. Верховная Рада приняла Закон Украины «О государственной поддержке судостроительной отрасли Украины». В 1997 году осуществлена финансовая поддержка судозаводов в размере 37,1 млн грн., что позволило приостановить темпы падения производства и уменьшить социальное напряжение в трудовых коллективах.

В 1998 году правительство Украины и Минпромполитики продолжали работу по созданию благоприятных условий для хозяйственной деятельности предприятий судостроения.

Распоряжением Кабмина Украины от 30 марта 1998 года Херсонскому судостроительному заводу перечислены средства в сумме 2,1 млн грн. Распоряжением Кабмина Украины от 1 июля 1998 года ОАО «Судостроительный завод «Залив» выделена льготная ссуда в сумме 2 млн грн. на работы, связанные с упорядочением численности работающих, что дало возможность безболезненно провести сокращение излишней численности работающих в количестве 1200 чел.

Минпромполитики разработало первую редакцию Закона Украины «О развитии судостроительной отрасли Украины». После рассмотрения соответствующими министерствами проект закона перерабатывается с учетом их предложений и замечаний.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 1998 года «О перераспределении средств, полученных от изменения понижающего коэффициента при внедрении норм амортизации» предусмотрено выделение пяти судозаводам средств в сумме 37,7 млн грн. Предприятиям уже перечислено 22,3 млн грн.

Продолжается разработка Национальной программы развития судостроения Украины, которой будут установлены программные задания дальнейшего развития отрасли на длительный период.

С целью уменьшения непроизводственных затрат и себестоимости продукции, оптимизации системы управления производством ведется реструктуризация судозаводов путем их разукрупнения, выделения обособленных производств в отдельные предприятия с правом юридического лица. В результате реструктуризации создано 13 новых предприятий, в том числе на Херсонском судостроительном заводе — 4 предприятия, Черноморском судостроительном заводе — 5, Феодосийском ПО «Море» — 4. Начата реструктуризация ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и ОАО «Судостроительный завод «Океан».

Проводятся работы по оптимизации структуры управления предприятий и численности работающих, загруженности мощностей, внедрению мероприятий по снижению себестоимости строительства судов, ликвидации убыточности предприятий.

Минпромполитики совместно с Николаевской областной госадминистрацией проанализировало производственную деятельность и финансово-экономическое положение судостроительных предприятий Николаева. Разработанными предложениями предусматривается развитие технологической кооперации между заводами города, создание централизованных и совместных служб маркетинга, юридически-правового обеспечения, материально-технического снабжения и транспортного обслуживания. На сегодня прорабатывается возможность осуществления этих мероприятий в рамках одной из организационно-правовых форм объединения предприятий или создания промышленно-финансовой группы с участием заказчиков судов и финансово-банковских учреждений.

Благодаря принятым правительством мерам по поддержке судостроения, на протяжении 1998 года удалось немало сделать для стабилизации работы предприятий отрасли. Так, стабилизировалась работа на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», объемы производства выросли на 36% относительно соответствующего периода 1997 года. Передан инозаказчику рефрижератор и спущен на воду головной рефрижератор нового проекта. Загружено производство на ОАО «Завод «Ленинская кузница» за счет выполнения межгосударственного соглашения о строительстве траулеров для России. Объемы производства выросли с начала года на 58%. Сохраняется стабильная работа Феодосийского ПО «Море» за счет строительства патрульных катеров для Госкомграницы, Госкомрыбхоза и на экспорт. Увеличены объемы производства ОАО «Севморзавод».

Не решенными на сегодняшний день остались вопросы получения гарантий первоклассных западных банков под новые контракты на строительство судов, но работа над решением этой и других неотложных для отрасли проблем продолжается.

Автор: Петр Короткий

Источник: Супермаркет крепежной техники «Shurup».


По тематикам
Главная страница | Личный кабинет | Личные закладки | Публикации | Правила
Рейтинг@Mail.ru
© promTrader.ru
support@promtrader.ru