Производство и эксплуатация ВСП
Для обеспечения прочности железнодорожных путей различного назначения все материалы ВСП должны соответствовать установленным стандартам. Только в этом случае с их использованием можно создать надежную и долговечную конструкцию, по которой сможет двигаться подвижный железнодорожный состав. Рельсы должны быть особо прочными, ведь именно они непосредственно воспринимают нагрузку, передавая ее на свою опору - шпалы. Направление железнодорожного состава при движении также задается рельсами.
Кроме рельсов и шпал, к верхнему строению пути относятся и элементы скрепления конструкции - стыковые и ресошпальные, балластный слой, на который укладываются шпалы и на который от шпал передается нагрузка, брусья различного назначения - мостовые и переводные, другие специальные устройств аи приспособления.
Рельсы железнодорожные, которые между собой соединяются посредством стыкового скрепления, и шпалы, соединенные с рельсами посредством промежуточных скреплений, в целом образуют путевую решетку (ресо-шпальную решетку).
Балластный слой, в который заглублены шпалы, опирается на грунт и, в свою очередь передает на него нагрузку. Иногда балластный слой устроить нет возможности - в частности, при строительстве железнодорожных путей на мостах. В таком случае для опоры рельсов используются мостовые брусья или железобетонные плиты.
Эксплуатируются ВСП в самых сложных условиях, и при их строительстве и ремонте нужно учитывать не только нагрузку от проходящих железнодорожных составов, но и воздействие погодных условий: осадков, изменений температурного режима, ветра, льда и т.п. Потому, наряду с экономичностью, ВСП должно обладать очень высокой стойкостью ко всем этим воздействиям, долговечностью, прочностью.
Установлено несколько типов верхнего строения пути, в зависимости от грузонапряженности: - нормальный; - тяжелый; - особо тяжелый.
Каждый тип ВСП должен соответствовать определенным нормам по конструкции, материалу и размерам.
Над производством материалов и элементов ВСП в нашей стране работают многие предприятия, крупнейшие из которых находятся в Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Магнитогорске. Кроме того, крупные металлургические, машиностроительные, горнодобывающие, автомобилестроительные, химические предприятия часто в своей структуре имеют собственные подразделения железнодорожного транспорта, а также следят за состоянием ж/д путей и финансируют их ремонт, в случае необходимости.
|